Яндекс.Метрика
X Страница загружается...

Подождите
Улан-Удэ.рф Официальный сайт органов местного самоуправления Улан-Удэ.рф Интернет-приемная Карта сайта RSS-лента

У нас сейчас:

15:18

0..2 °C

Отчет Комитета

Дата последнего изменения: 20 Апреля 2018 г.

Отчет

«Об итогах работы Комитета по управлению имуществом и землепользованию Администрации г. Улан-Удэ

за 2017 год и задачах на 2018 год»

1. Информация по основным показателям отрасли

Наименование показателя

План на

2017 год

Факт за 2017

Доходы от использования муниципального имущества и земельных участков, млн.руб.

222,9

227,86

Исполнение показателей муниципальной подпрограммы «Повышение качества управления муниципальным имуществом и земельными участками на территории г.Улан-Удэ», млн.руб.

1,8

1,8

Предоставление земельных участков льготным категориям граждан, в т.ч. гражданам, имеющим трех и более детей

150

150

2.Информация о деятельности Комитета за 2017 г.

В начале 2017 года на территории г. Улан-Удэ насчитывалось 4337 самовольно возведенных построек, из которых:

- 2341 жилых дома возведены до 1990 года,

- 909 жилых домов возведены в период с 1990 года по 2001 год,

- 798 жилых домов возведены в период с 2001 года по 2010 год,

- 289 жилых домов возведены после 2010 года.

Таким образом, с начала действия поправок в Закон РБ более 1900 земельных участков оформлено гражданами в собственность.

28.06.2017 на очередной 24 сессии Народного Хурала РБ рассмотрен законопроект о внесении изменений в Закон РБ №115-III от 16.10.2002 «О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности» (далее – Закон РБ).

По результатам рассмотрения депутатами приняты поправки к Закону РБ, согласно которым оформление земельных участков под жилыми домами, возведенными до 31.12.2010 возможно в зоне сельскохозяйственного использования для ведения личного подсобного, а также земельных участков, находящихся ранее в зонах ограничения жилищного строительства.

В связи с чем, жители пос. Солдатский, пос. Матросова, пос. Площадка, а также жители Левого берега могут обратиться в Комитет по управлению имуществом и землепользованию Администрации г. Улан-Удэ с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельных участков.

Кроме того, Решением от 31.08.2017 №349-32 Улан-Удэнского городского Совета депутатов внесены изменения в Правила землепользования и застройки г. Улан-Удэ, согласно которым во всех территориальных зонах разрешено формировать земельные участки, на которых жилые дома возведены до 31.12.2010 и имеются соответствующие документы.

С учетом этих поправок в Закон РБ и Правила землепользования и застройки, в настоящее время ожидается оформление более 1500 земельных участков (ул. Бабушкина, ул. Трубачеева, ул. Бийская, пос. Таежный, ул. Залесная и др.).

В 2017 году вынесено положительных решений:

Предварительное согласование земельных участков

Предоставлено в собственность земельных участков

Всего распоряжений под самовольными строениями

895

378

3959

В перспективе ожидается оформление земельных участков, находящихся в СЗЗ нефтебазы, птицефабрики. В настоящее время соответствующая документация

По вопросу предоставления земельных участков льготным категориям граждан сообщаем, что в 2017 году запланировано предоставить 150 земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, которые должны состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

В 2016 году по законодательной инициативе Улан-Удэнского городского Совета депутатов введен критерий нуждаемости, благодаря которому с 30.06.2016 на учет встают граждане, имеющие трех и более, которые действительное нуждаются в улучшении жилищных условий. Что касается граждан, вставших на учет без критерия нуждаемости, т.е. до 30.06.2016, то по смыслу принятых поправок к Закону их очередь сохраняется.

Однако, в июле 2017 года Народным Хуралом РБ по инициативе Министерства имущественных и земельных отношений РБ вводится норма о внеочерёдности предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей и состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

В целях недопущения нарушения прав граждан, отстоявших в очереди по 6-7 лет и имеющих право на первоочередное получение земельных участков, а также снижения социальной напряженности среди многодетных граждан Комитетом подготовлена законодательная инициатива о внесении изменений Закон РБ №115-111 от 16.10.2002, о чем вынесено решение Улан-удэнского городского Совета депутатов от 28.12.2017 №397-36.

Таким образом, в 2017 году в первоочередном порядке предоставлено 150 земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, 3 земельных участка инвалидам, семьям, имеющим в своем составе инвалидов, а также 10% от общего числа предоставленных земельных участков - 15 земельных участков гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

Необходимо отметить, что в 2018 году и последующих годах количество земельных участков для льготной категории граждан будет снижаться, планируется предоставлять в 2018, 2019, 2020 – 120, 100, 80 соответственно.

В этой связи в плане мероприятий Комитета на 2017 год отражен вопрос по Подготовке проекта законодательной инициативы в части альтернативы предусмотренной Законом РБ № 115-III обязанности по обеспечению льготных категорий земельными участками. В этом направлении Комитетом направлено соответствующее предложение в адрес Главы РБ, по результатам рассмотрения Правительством РБ указано, что Минсоцзащите РБ было дано поручение по разработке проекта Закона, предусматривающего выплату денежных средств многодетным семьям, частично погашающих стоимость жилья, приобретаемого или самостоятельно на коммерческих условиях взамен предоставления земельного участка в районах, где отсутствует возможность предоставления земельного участка, многодетной семье в собственность (Кабанский, Прибайкальский, Баргузинский, Северо-Байкальский, Тункинский и г. Улан-Удэ). В настоящее время проект закона находится на рассмотрении в Народном Хурале, по предварительным данным депутаты не согласовали такой законопроект.

В связи с чем, считаем необходимым рассмотреть данный вопрос положительно.

В Плане мероприятий Комитета озвучен вопрос по Подготовке предложений и проработки их на уровне республиканских органов о порядке обеспечения граждан садовыми и дачными земельными участками, состоящими в очереди нуждающихся в таких земельных участках.

В связи с чем, Комитетом направлено соответствующее предложение в Министерство имущественных и земельных отношений РБ. Однако, Минимущество РБ указало на наличие зоны сельскохозяйственного использования, где разрешено ведение садоводства, огородничества, дачного хозяйства, поэтому предоставление участков гражданам, состоящим на очереди можно осуществлять на таких территориях.

В соответствии со ст. 80 Земельного кодекса РФ земельные участки для ведения садоводства предоставляются гражданам из земель сельскохозяйственного назначения, в составе которых создается фонд перераспределения земель.

Вместе с тем в г. Улан-Удэ в соответствии со ст. 83 Земельного кодекса РФ все земли относятся к категории земель населенных пунктов, которые используются и предназначены для застройки и развития населенных пунктов. При этом земель, относящихся к категории сельскохозяйственного назначения, в г. Улан-Удэ не имеется.

Учитывая, что данная проблема остается до настоящего времени не решеной, предлагаем повторно рассмотреть возможность предоставления земельных участков на территориях близлежащих районов республики.

В целях мобилизации налоговых и неналоговых доходов Комитетом по управлению имуществом и землепользованию Администрации г. Улан-Удэ проводится целенаправленная работа по привлечению в бюджет доходов, в том числе в рамках вовлечения в хозяйственный оборот земельных участков, выявленных по результатам инвентаризации земель.

Поступления в доход бюджета г. Улан-Удэ за 2017 г. составили 183 010,4 тыс.руб., в т.ч.:

- по аренде земельных участков поступило 132 164,1 тыс. руб. или 100,9% от годового плана, при годовом уточненном плане 131 000 тыс. руб.;

- от продажи земельных участков поступило 50 846,3 тыс. руб. или 101,9% от годового плана, при годовом уточненном плане 49 905 тыс. руб.

В 2017 г. Комитетом проведено 217 аукционов в отношении земельных участков для коммерческих и промышленных целей. В настоящее время объявлено 14.

Также, в результате проведенных мероприятий за 2017 г. ввиду обращения землепользователей за оформлением прав на земельные участки Комитетом по управлению имуществом и землепользованию Администрации г. Улан-Удэ предоставлено:

- 100 земельных участков в собственность бесплатно (п. 4 ст. 3 ФЗ-137, ст. 39.20 ЗК);

- 434 земельных участков (в рамках Закона Республики Бурятия от 16.10.2002 г. №115-III «О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков...»;

- заключено 1326 договоров купли-продажи земельных участков (в соответствии со статьями 39.11, 39.12, 39.3, 39.17, 39.20 Земельного кодекса РФ);

- заключено 115 договоров аренды земельных участков.

Продолжается проведение разъяснительной работы среди населения по применению налогового законодательства, законодательства по земельно-имущественным правоотношениям, включая публикации в средствах массовой информации.

За 2017 г. Комитетом предоставлено свыше 20 000 разъяснений о процедурах предоставления земельных участков и недвижимого имущества. За данный период на сайте «Facebook» размещено 85 публикаций по земельным и имущественным вопросам.

В соответствии с Положением о муниципальном земельном контроле за использованием земель на территории городского округа "Город Улан-Удэ", утвержденным Постановлением Администрации г. Улан-Удэ от 30.03.2016 N75 муниципальный земельный контроль на соответствующих территориях городского округа "Город Улан-Удэ" осуществляют Администрации Железнодорожного, Октябрьского и Советского районов.

Так, в рамках осуществления муниципального земельного контроля в 2017 г. проведено 187 рейдов, в том числе, проводимые совместно с Управлением местных доходов Администрации г. Улан-Удэ и налоговыми органами по инвентаризации земельных участков. За пользование земельными участками без правоустанавливающих документов, а также в целях стимулирования граждан к регистрации прав собственности применяется механизм взыскания неосновательного обогащения. Так, за 2017 год предъявлено расчетов неосновательного обогащения на сумму 24 927,55 тыс. руб. по 875 земельным участкам, сумма поступлений составила 8,06 млн. руб.

На 1 декабря 2017 года сумма задолженности по аренде земельных участков, зачисляемым в бюджет города Улан-Удэ по сравнению с началом года снизилась на 52 703,8 тыс.руб. или на 29,8% и составила 123 938,3 тыс. руб.

В целях сокращения имеющейся задолженности по арендной плате за земельные участки за 2017 г. проведено 10 заседаний Комиссий по доходам бюджета г. Улан-Удэ, на которых заслушивались юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие задолженность по неналоговым платежам перед бюджетом г.Улан-Удэ на сумму 4 693,1 тыс.руб., зачислено 604,6 тыс.руб., по оставшейся сумме сроки оплаты не наступили.

К доходам от продажи земельных участков относятся как доходы от текущего оформления прав собственности на земельные участки под капитальными объектами строительства (преимущественно под гаражами), так и доходы от переоформления прав аренды на право собственности.

С начала 2017 г. в целях увеличения доходной части бюджета г. Улан-Удэ продолжена работа по оформлению и приватизации земель на территории мкр. Левый берег.

Так, в 2017 г. Комитетом заключено 375 договоров купли-продажи земельных участков с членами ТСН «Левобережное», заключено 95 договоров с членами СНТ «Остров Комсомольский». Все договоры зарегистрированы в Управлении Росреестра по РБ.

От аренды муниципального имущества (аренда нежилых помещений, аренда имущественных комплексов и движимого имущества) в бюджет города поступило 20 820,3 тыс. руб. (при годовом уточненном плане – 20 150 тыс. руб.) исполнение годового плана от аренды нежилых помещений составил 104,7%, от аренды имущественного комплекса и движимого имущества 100,8%.

На сегодняшний день действует 60 договоров аренды объектов недвижимого имущества и 5 договоров движимого имущества.

Доходы от приватизации муниципального имущества за 2017 год составили 12,352 тыс. руб., в том числе поступления от продажи объектов с преимущественным правом с учетом трехлетнего срока рассрочки по оплате стоимости имущества, реализованных в период 2015-2017гг.

Учитывая риски, связанные с отсутствием спроса на муниципальные объекты недвижимости, при прогнозировании доходов от продажи муниципального имущества плановый показатель по указанному виду доходов составлял 5 млн. руб., исполнение первоначального годового плана составило - 247,04%. Перевыполнение плановых назначений по указанному виду дохода обусловлено фактической оплатой в январе 2017 г. стоимости объектов, решения о приватизации которых приняты в декабре 2016 г. А также, единовременной оплатой стоимости недвижимого имущества по договорам заключенным в соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2008 года № 159-ФЗ., в то время как, планирование доходов от продажи имущества исходило из оплаты стоимости имущества с рассрочкой.

С учетом фактических поступлений от продажи имущества, осуществлена корректировка плана – 11 млн. руб., исполнение 112,29 %.

Также Комитетом совместно с Комитетом по архитектуре и градостроительству продолжается работа по уточнению характеристик земельных участков путем установления категории земель и видов разрешенного использования.

Так, Распоряжениями Администрации г. Улан-Удэ от 26.05.2017г. №354-р, от 31.07.2017г. № 517-р, от 06.10.2017г. № 702-р, от 14.11.2017г. № 791-р 216 земельных участка отнесены к категории земель «земли населенных пунктов».

Также Комитетом по архитектуре и градостроительству Администрации г. Улан-Удэ приняты распоряжения от 09.11.2017г. № 103, от 17.11.2017г. № 106, от 17.11.2017г. № 107 об установлении соответствующих видов разрешенного использования в отношении 51 земельного участка.

Указанные сведения направлены в Филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Республике Бурятия для внесения изменений в ЕГРН.

Данная работа влияет на повышение налогового потенциала.

Налоговый потенциал г. Улан-Удэ по земельному налогу Комитетом определялся по данным автоматизированной информационной системы АИС «Имущественно-земельный комплекс Республики Бурятия» (сопровождение осуществляет ГБУ «Центр информационных технологий Республики Бурятия»), предназначенной для комплексного учета земельного и имущественного комплекса в муниципальных образованиях Республики Бурятия. Информация по г. Улан-Удэ вносится в данную программу с 2010г. Так, специалисты МО с помощью АИС ИЗК имеют возможность работать в 3-х направлениях, напрямую влияющих на поступление земельного налога.

1. Выявлять ЗУ, состоящие на кадастровом учете, но на которые не оформлено право собственности.

2. Выявлять ЗУ, не состоящие на кадастровом учете, но которые фактически используются гражданами.

3. Уточнять кадастровые сведения для тех ЗУ, которые имеют неверные или отсутствующие кадастровые сведения (категория земель, вид разрешенного использования, адрес участка).

Первые два пункта направлены на увеличение количества зарегистрированных ЗУ и вместе с третьим пунктом приведут к увеличению поступлений земельного налога примерно через год, в 2018 году.

Необходимо сказать, что на 15.08.2017г. налоговый потенциал составлял 1 081 млн.руб. В том числе 505,6 млн.руб. уже начисляется в виде земельного налога. В конечном итоге налоговый потенциал должен быть равен начисленному земельному налогу.

В связи с этим Комитетом, кроме вовлечения в хозяйственный оборот земельных участков, проведены следующие мероприятия.

1. Исключены из налогового потенциала земельные участки находящиеся в муниципальной и республиканской казне, аренде, а также не подлежащие налогооблажению участки под многоквартирными домами;

2. Совместно с налоговыми органами проведена сверка более чем на 500 участков, имеющих собственников, но не вовлеченных в налогооблагаемую базу.

В результате уже проведенных мероприятий на текущий момент по данным АИС «ИЗК» потенциал равен 955 млн.руб.

В дальнейшем работа будет продолжена. Планируется увеличение земельного налога на 23,6 млн.рублей, сумма которых рассчитана исходя из сегодняшнего состояния земельных участков, поставленных на кадастровый учет. Однако возможно уменьшение данного показателя из-за налоговых льгот, предусмотренных действующим законодательством, а также в связи с оспариванием кадастровой стоимости. Увеличение земельного налога произойдет в случае передачи земельных участков в муниципальную собственность с других уровней собственности (п. Вагжанова, п. Верхняя Березовка).

По результатам произведенного перерасчета общие начисления арендной платы за земельные участки с 1 января 2017 г. по сравнению с 2016 г. изменились не существенно с 3,4 млн. до 3,8 млн. в месяц ориентировочно. Такие изменения объясняются как снижением кадастровой стоимости в отношении вышеуказанных земельных участков, так и сложившейся практикой оспаривания кадастровой стоимости объектов недвижимости в судебном порядке и по решениям комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, что влечет за собой снижение доходной части местного бюджета (по налоговым и неналоговым доходов).

Вместе с тем, на сегодняшний день можем выявить основные причины снижения неналоговых доходов по аренде земельных участков:

1. Снижение кадастровой стоимости в судебном порядке либо по решению Комиссии Росреестра до 3 раз (в отношении земельных участков под многоквартирными жилыми домами - до 20 раз).

2. Установленная пониженная кадастровая стоимость земельных участков с целевым назначением - для индивидуального жилищного строительства;

3. Расторжение договоров аренды в связи с переоформлением прав аренды;

4. Предоставление с 1 января 2017 г. земельных участков с торгов для индивидуального жилищного строительства исключительно в собственность.

5. Снижение количества заключенных договоров аренды земельных участков в период с 2014-2016 гг. по причине уменьшения городских земель:

2014

2015

2016

2017 (план)

2018 (план)

Количество заключенных договоров аренды

223

197

184

170

160

Учитывая все вышеизложенные факторы, планируем поступления налоговых доходов по аренде земельных участков в следующих размерах:

2017

2018

2019

2020

Прогнозируемые значения поступлений по арендной плате (млн.)

109,0

98,0

88,5

85

Планируемые поступлениям доходов от продажи земельных участков за период с 2018-2020 гг.

Вид дохода

КБК

Прогноз

2018

Прогноз 2019

Прогноз 2020

Доход от приватизации земельных участков (млн. руб.)

0191 14 06012 04 0000 430

40

35

30

На период с 2018-2020 гг. Комитет прогнозирует снижение поступлений от приватизации земельных участков.

Уменьшение сумм поступлений обуславливается уменьшением количества городских земель, и тем, фактором, что предоставление земельных участков осуществляется согласно Федеральному закону от 23.06.2014г №171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ» на праве аренды по результатам торгов, а также отмечено снижение спроса на земельные участки, в отношении которых объявляются аукционы по продаже и на право заключения договоров аренды. Кроме этого, в связи с необходимостью получения разрешения на строительство объекта и ввода в эксплуатацию, для получения которых арендатору земельного участка надлежит заказать экологическую экспертизу (стоимость экологической экспертизы в зависимости от площади объекта от 100 тыс.руб.), спрос на «коммерческие земельные участки» также снизился.

Планируемые значения дохода на 2018-2020 гг. будут корректироваться исходя из фактически достигнутых значений предыдущего года.

В соответствии с действующим земельным законодательством Российской Федерации кадастровая стоимость земельного участка является базовым показателем для расчета земельного налога, арендной платы и выкупной стоимости.

Необходимо отметить, что в настоящее время сложилась практика оспаривания кадастровой стоимости объектов недвижимости в судебном порядке и по решениям комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, что влечет за собой снижение доходной части местного бюджета (по налоговым и неналоговым доходам).

К примеру, по решению комиссии в 2016 г. кадастровая стоимость арендуемого земельного участка снижена в 3 раза, так ежемесячный арендный платеж по договору составлял 28 000 руб., после снижения – 9 600 руб. Исходя из судебной практики по решения суда кадастровая стоимость снижается в среднем в 2 раза.

На примере промышленного предприятия, после снижения кадастровой стоимости в судебном порядке в 2016 г. налоговые поступления снижены на 13 млн.руб.

Всего за период 2013-2015 гг. выпадающие доходы по таким решениям составляют 63 мл.руб.

В настоящее время действующим законодательством не предусмотрены четкие критерии, согласно которым отклонение рыночной стоимости от государственной кадастровой стоимости считается существенным.

Кроме того, считаем, что в случае принятия Федерального закона №360-ФЗ от 03.07.2016 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в части установления кадастровой стоимости с 01.01.2017 г. равной размеру кадастровой стоимости по состоянию на 01.01.2014 г. поступления в городской бюджет г. Улан-Удэ по земельному налогу сократятся ориентировочно на 145 млн. руб., поступления по неналоговым доходам – на 50 млн. руб.

Администрация города Улан-Удэ как получатель налоговых поступлений привлекается в качестве третьих лиц в судебные заседания по административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости. При этом по результатам пересмотра кадастровой стоимости земельных участков Комиссией Росреестра и судебных заседаний кадастровая стоимость земельных участок снижается до 94 %, что негативно сказывается на доходной части бюджета города Улан-Удэ.

Для оспаривания отчета об определении рыночной стоимости объекта недвижимости необходимо ходатайствовать о назначении экспертизы.

В этой связи Комитетом совместно с правовым отделом Администрации г. Улан-Удэ, направлено ходатайство в Комитет по финансам с просьбой предусмотреть в бюджете города на 2018 год расходы по оплате услуг экспертных организаций в размере 300000 (триста тысяч) рублей.

Комитетом продолжается работа по анализу отчетов, предоставляемой АИС ИЗК, проводится комплекс мероприятий по уточнению кадастровых сведений земельных участков в целях вовлечения объектов недвижимости в налогооблагаемую базу. Так, по результатам проведенного Комитетом анализа земельных участков с неустановленной категорией земель, принято распоряжение Администрации г. Улан-Удэ от 26.05.2017 г. № 354-р о присвоении соответствующих категорий 117 земельным участкам. Указанное решение направлено в Филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по РБ для внесения соответствующих изменений в характеристики объектов недвижимого имущества.

По состоянию на 01.10.2017 согласно данным АИС ИЗК дополнительно требуется установление категории в отношении 38 земельных участков, а также в отношении 91 земельного участка требуется изменение вида разрешенного использования. Учитывая вышеизложенное, Комитетом направлено обращение в Комитет по архитектуре и градостроительству г. Улан-Удэ об уточнении характеристик в отношении 105 земельных участков не имеющих правообладателей. В отношении оставшихся земельных участков рассматривается возможность осуществления муниципального земельного контроля и государственного земельного надзора. Документы будут представлены в соответствующие структуры после сбора полного пакета требуемых документов.

С начала 2017 г. в целях увеличения доходной части местного бюджета продолжена работа по оформлению и приватизации земель на территории Левого берега реки Селенга г. Улан-Удэ.

За 9 месяцев 2017 г. Комитетом выдано 349 договоров купли-продажи земельных участков для последующей регистрации в Управлении Росреестра по РБ. По вновь поступившим заявлениям членов СНТ «Левобережное» Комитетом подготовлен 21 проект договоров купли-продажи земельных участков.

В настоящее время членами СНТ «Остров Комсомольский» проводятся кадастровые работы по постановке земельных участков на государственный кадастровый учет с целью их дальнейшего оформления в собственность в рамках ст. 39.3, 39.17, 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации.

В части имущественных отношений Комитетом проводилась следующая работа.

В течение 2017 года продолжился процесс приема-передачи имущества, связанный как с разграничением полномочий между федеральными, республиканскими, муниципальными органами власти, так и прием имущества в целях решения вопросов местного значения городского округа «Город Улан-Удэ».

Из государственной собственности Республики Бурятия в отчетном периоде было принято 4 земельных участка, расположенных на территории города Улан-Удэ (два- п. Сотниково под муниципальными объектами недвижимости, два- п. В. Березовка для восполнения лесов и противопожарных мероприятий), 5 тепловых сетей, принято движимого имущества в количестве 130 единиц (движимое имущество для Детского сада «Колобок» в п. Исток, имущество для организации безопасности дорожного движения- видеокамеры и др.).

Из федеральной собственности принято 8 земельных участков, расположенных на территории города Улан-Удэ (п. В. Березовка– ДНТ «Ботаника»).

От Министерства обороны РФ принято 2 автомобильных дороги (Улан-Удэ- Заиграево).

Учитывая необходимость реализации прав граждан на оформление земельных участков в индивидуальную собственность в течении 2016-2017гг. активно проводилась работа по передаче в муниципальную собственность земельных участков, находящихся в ведении Министерства обороны РФ: территории в п. Вагжанова, ст. Дивизионная. Инициирован процесс передачи земельных участков, переданных БУРНИИСХ РАН на территории Верхняя Березовка. Вместе с тем, несмотря на неоднократные обращения в адрес и Министерства обороны РФ, и Росимущества и БУРНИИСХ РАН до настоящего времени вопрос не решен. В конце 2017 г. было принято решение о понуждении БУРНИИСХ РАН в передаче земель в муниципальную собственность в судебном порядке.

Одним из важных направлений деятельности Комитета в сфере управления объектами муниципальной собственности является формирование полноценной и достоверной документально-информационной основы управления муниципальной собственностью за счет повышения эффективности учета муниципального имущества. В рамках реализации данного направления, в 2017г. была проведена работа по внедрению нового программного комплекса по ведению реестра муниципального имущества, на базе которой осуществляется актуализация сведений в реестре. Данная программа направлена на приведение в соответствие данных реестра с требованиями, установленными федеральным законодательством.

В течении 2017г. Комитетом осуществлялась работа по внесению необходимых сведений во внедряемую программу, которая до сегодняшнего момента не завершена и будет продолжена и в 2018г. Наполняемость и достоверность информации по объектам муниципальной собственности - основная задача, стоящая перед Комитетом в 2018г.

Следующим направлением управления и распоряжения муниципальным имуществом является вовлечение в хозяйственный оборот объектов муниципальной собственности.

Традиционно формирование планов приватизации осуществлялось и осуществляется за счет арендного фонда, что, соответственно, приводит к уменьшению количества, площади и, естественно, получаемых доходов от использования имущества. На 01 января 2018г. площадь объектов, предоставленных гражданам и организациям не муниципальной формы собственности, уменьшилась по сравнению с 2015г. с 9249, 13 кв.м. до 4054, 43 кв.м. Фактически, большинство коммерчески привлекательных объектов по месторасположению, площади, техническому состоянию были приватизированы в прошлые периоды.

По состоянию на 01 января 2018г. муниципальное имущество вовлечено в хозяйственный оборот путем передачи в аренду по 61 договору аренды нежилых помещений, 55 договорам безвозмездного пользования нежилыми помещениями и 34 договорам аренды имущественных комплексов.

В рамках общегосударственной антикоррупционной политики процедура вовлечения муниципального имущества в хозяйственный оборот четко регламентирована федеральным законодательством. В отчетном периоде в соответствии с Федеральным законом «О защите конкуренции» организовывались конкурсы и аукционы на право заключения договоров аренды муниципального имущества.

Однако, данная мера не имеет ожидаемого экономического эффекта по причине предоставления имущества в большинстве своем единственному участнику торгов по начальной цене и сводится лишь к формальному соблюдению требований закона. В условиях рыночной экономики управление недвижимостью подчиняется закону спроса и предложения. Именно рынок определяет уровень цен на объекты недвижимости и устанавливает ставки аренды при предоставлении имущества. Причиной отсутствия спроса на аренду муниципального имущества является местоположение объектов, целевое использование объектов, но наиболее серьезной причиной является неудовлетворительное техническое состояние объектов.

Особое место среди заключаемых договоров занимают договоры с ресурсоснабжающими организациями на объекты коммунальной инфраструктуры.

Прошедший 5-летний период взаимоотношений с ПАО «ТГК-14» по заключенному в 2012 году на 25 лет договору аренды, показал имеющиеся пробелы и неурегулированные вопросы, решить которые Комитет пытается с 2014г. Это касается таких вопросов, как размер арендной платы, размер обязательств по капитальному ремонту, принятие в муниципальную собственность объектов теплоснабжения возведенных в рамках реализации инвестиционных программ ПАО «ТГК-14», передача вновь принятых объектов теплоснабжения на обслуживание и т.д. Однако, к сожалению, большинство вопросов так и остаются неурегулированными. Только в 2017 г., на основании судебного акта удалось добиться внесения изменений в договор аренды в части возможности изменения арендной платы в одностороннем порядке. Судебный процесс по данному вопросу длился на протяжении 2 лет. В настоящий момент в адрес ПАО «ТГК-14» подготовлено дополнительное соглашение по неурегулированным вопросам, однако, навряд ли, заключение соглашение обойдется без судебного разбирательства.

Подводя итоги 2017г., считаем необходимым затронуть такую непростую для Администрации города проблему, как ликвидация ветхого и аварийного жилья на территории города Улан-Удэ. В соответствии с действующим законодательством на Администрации г. Улан-Удэ, как на органе местного самоуправления, лежит обязанность по изъятию жилых помещений и расселению граждан из многоквартирных домов, признанных в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. (В случае, если собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома).

Так, в связи с признанием многоквартирного дома № 2 по ул. Гастелло, учитывая угрозу его обрушения, Комитетом в 2017 году начаты мероприятия по изъятию земельного участка и жилых помещений аварийного дома по ул. Гастелло, 2, путем выкупа жилых помещений у собственников аварийного дома.

Для реализации указанных мероприятий в бюджете города Улан-Удэ были предусмотрены бюджетные ассигнования на расходы по обеспечению мероприятий по переселению граждан в сумме 121 200 тыс. руб.

Хотелось бы отметить, что в настоящее время на территории г. Улан-Удэ признаны аварийными и подлежащими сносу 120 многоквартирных домов, общей площадью более 45 тыс. кв. м. Потребность в финансировании расселения аварийного жилищного фонда только города Улан-Удэ составляет порядка 1,719 млрд. рублей. В связи с чем, муниципальные образования не в силах самостоятельно ликвидировать аварийный жилищный фонд.

Учитывая социальную остроту проблемы, рост объемов аварийного жилищного фонда, ограниченность местного бюджета необходимо ускорить внесение изменений в Федеральный закон № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» по продлению сроков деятельности Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства в целях предоставления финансовой поддержки на переселение граждан из аварийного жилищного фонда за счет средств Корпорации.

04.05.2017 года на Совместном заседании Госсовета и Комиссии по мониторингу достижения целевых показателей социально-экономического развития Президентом РФ Путиным В.В. дано поручение Правительству РФ об обеспечении внесения в законодательство Российской Федерации изменений, предусматривающих продление срока деятельности Фонда.

С целью ликвидации аварийного жилищного фонда на территории г. Улан-Удэ путем переселения граждан, проживающих в жилых домах, за счет средств инвесторов (застройщиков) для последующего освоения ими земельных участков, на которых расположены расселенные дома, с 2014 года действует Муниципальная адресная программа «Развитие застроенных территорий в г. Улан-Удэ на 2014 - 2024 годы».

На сегодняшний день заключено 14 договоров о развитии застроенных территорий, в границы которых вошли 55 МКД общей площадью жилых помещений 14,3 тыс. кв. м., из них 31 МКД аварийные и подлежащие сносу общей площадью - 9,3 тыс. кв. м., 24 МКД не аварийные общей площадью - 5 тыс. кв. м., которые с учетом их физического износа могли быть признаны аварийными и подлежащими сносу.

Из 31 аварийного МКД в настоящее время инвесторами полностью расселено 14 МКД площадью 3156,8 кв. м., ведется работа по расселению 4 МКД площадью 1187,6 кв. м.

Однако, ликвидировать весь объем аварийного жилья в рамках указанной программы не представляется возможным.

Подводя итог всему вышеизложенному, в 2018 году работа Комитета будет направлена на решение следующих задач:

- совершенствование нормативно-правовой базы в области имущественных и земельных отношений;

- улучшения качества и доступности оказываемых муниципальных услуг, в том числе в электронном виде;

- резервирование и изъятие земельных участков для муниципальных нужд;

- продолжение работы по вовлечению земельных участков в гражданский оборот, в связи с чем, усилить взаимодействие с государственными и муниципальными органами по вопросам инвентаризации, в том числе, выявления свободных, неиспользуемых и самовольно застроенных земельных участков;

- продолжение работы по формированию реестра муниципальной казны на основе программного комплекса «Муниципалитет»;

- обеспечение контроля за использованием муниципального имущества и земельных участков;

- развитие форм и методов использования имущества с целью привлечения инвестиционного капитала;

- обеспечение реализации Республиканского Закона №115-III «О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности»;

- активизация работ по развитию застроенных территорий.

За неделю эту страницу загрузили 2 раза.
За последние сутки эту страницу загрузили 1 раз.
Увидели ошибку?
Выделите слово или предложение, содержащее ошибку, и нажмите Ctrl+Enter.
© Web-разработка и техническое сопровождение: Управление информатизации и информационных ресурсов Администрации г.Улан-Удэ
Оптимальное разрешение для просмотра не менее 1280x1024.
Рекомендуется использовать браузеры Microsoft IE 7.0+, Mozilla Firefox 3.0+, Opera 9.0+, Google Chrome, Safari 3+.
Бесплатные средства просмотра документов: Word, Excel
Группа редакторов текущего раздела:
Комитет по управлению имуществом и землепользованию